Diwedd y gwaharddiadau
Как-то летом мы группой камрадов ваяли статью о Фандомной Битве для украинского альманаха фантастики "Мантикора". Альманах ещё не вышел, но заказчик в лице Олега Силина ака skaerman'а разрешил выложить русский вариант статьи (для альманаха её перевели на украинский).
Сразу хочу сказать: там нет ни радужной похвальбы, ни разоблачений, ни чего-то другого злободневного. Мы старались сохранить нейтральный, так сказать, тон и сосредоточились на написании максимально понятного для совершенно далёких от фандомов людей рассказа о ФБ. Под катом очень много буковок.
читать дальшеПотратить несколько месяцев ради некоммерческого командного конкурса? Выкраивать драгоценные часы из рабочего и учебного времени, не спать ночами ради командных заседаний в чатах и конференциях? Шутить в духе «у меня забрали паспорт и заставили вкалывать по ночам»? Однако именно этим с 2011 года и занимаются пользователи популярного блог-хостинга diary.ru (@дневники), от начинающих авторов-любителей до матерых профессионалов.
Это – Фандомная Битва, командное мероприятие, которое с каждым годом привлекает все больше и больше участников, читателей-зрителей, критиков и просто любопытствующих, причем уже и с других ресурсов. О пользе и вреде ФБ (Фандомной битвы, а не Фэйсбука) ломают копья в Живом Журнале, а кипящие на самих @дневниках страсти вполне заслуживают отдельного рассказа.
«Идём на ФБ!»
«Больше никогда в жизни!» – пишет одна знакомая в блоге на @дневники. «Да вы достали уже со своей ФБ!!! Всю френд-ленту засорили!» – возмущается другой. «Ура, ФБ закончилась! Гуляем!» – радуется третий. «И куда подевалось мое лето и часть осени…» – горестно вздыхает четвертая. «А мы маньяки, и мы идем на зимнюю Битву!» – сообщают пятые, рассыпая крейзи-смайлики.
Загадочная аббревиатура «ФБ», мелькающая во многих дневниках с мая и вызывающая восторги и ненависть, – это Фандомная Битва. Эпичное противостояние представителей команд различных фандомов, которое будоражит @дневники уже третий год. Соревнования, совмещенные с настоящим виртуальным фестивалем творчества, притягивают не только участников (Кто ж откажется от возможности сделать рекламу любимому анимэ, фильмам, книгам или играм на весь ресурс и даже за его пределами?), но и множество зрителей (читателей, наблюдателей – нужное вставить). ФБ состоит из определенных этапов, и все моменты (от объема знаков в тексте до соответствия содержания условиям каждого этапа) регламентируются правилами. По итогам каждого этапа команде начисляются баллы – как от организаторов, так и зрительские голоса. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
В состав команды фандома входят авторы фанфиков (они же райтеры, они же фанфикеры), художники (они же артеры), авторы любительских видеоклипов (виддеры), а также все те, кого объект фанатской любви вдохновляет на подвиги: от написания аналитических статей и переводов на родной язык как оригинальных материалов, так и фанатских произведений до изготовления костюмов полюбившихся персонажей. На время ФБ каждый из членов команды расстается со своей выдающейся (или не очень, тут уж как кому повезет) индивидуальностью: до конца Битвы авторство всех без исключения работ не раскрывается, ведь ФБ происходит на условиях полной анонимности, а «срыв покровов» (он же деанон) карается организаторами. По всем суровым законам военного времени ФБ.
Кстати, правилами не возбраняется участие в нескольких командах.
«Да мой фандом дольше дохнет, чем твой – существует!»
О фан-творчестве в наше время не слышал только ленивый. Фанаты творят для таких же фанатов и ради собственного удовольствия. Они объединяются в творческие группы, целые сообщества, общаются, проводят мероприятия, посвященные любимым анимэ, играм, фильмам, книгам, комиксам, музыкальным группам и исполнителям, актерам, спортсменам... Благо, интернет предоставляет для всего этого практически все необходимое – от информационных ресурсов до площадок, где можно выкладывать свои творения, устраивать дискуссии и даже проводить онлайн-фестивали. Общность фанатов, объединенная информационно – это и есть фандом, и жизнь в нем где-то бурлит, а где-то наоборот, фанаты-ветераны сидят на виртуальных завалинках и вспоминают, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее. Активность того или иного фандома зависит от множества факторов, в том числе, конечно, от активности создателей оригинала (или личностей, которые сами по себе являются «фандомообразующими» – как звезды кино или музыки). Хотя за годы ФБ в ее рамках возникли команды… фандома котиков (самых популярных живых существ в интернете), сладостей, «красивых мужиков» и так далее. Как говорится, главное – общность интересов, а остальное приложится.
«И целого лета мало…»
Изначально в 2011 году самая первая ФБ подразумевала соревнование «классических» фандомов – команд, участники которых объединялись вокруг конкретного фильма/книги/анимэ/игры и т.д. В ней приняло участие 36 команд, представлявших фандомы различных анимэ, фильмов и телесериалов, компьютерных игр. В 2012 году команд уже было 139. Среди них появились представители «книжных» фандомов, а также экзотические бойцы – фандомы Ивана Грозного, астрономии, соционики и др. Инициаторами ФБ выступили пользователи @дневников, изначально во главу угла был поставлен соревновательный момент: чей фандом круче и сплоченнее? за какую команду проголосует как можно больше народу? Разумеется, самый мощный «электорат» в данном случае – именно фандом, фанатская общность, так что от того, насколько удачно команда воплотит его чаяния, зависит исход голосования.
Однако в 2012 году одной ФБ показалось мало, и уже другим коллективом организаторов была устроена Winter Temporary Fandom Combat – Зимняя Фандомная Битва, в уменьшенном формате, с меньшим количеством заданий. Среди 130 команд были замечены адепты уж совсем необычных и стихийно образовавшихся фандомов: сладостей, еды, сортира (из песни слова не выкинешь), фигурного катания, IT, математики, города Киева и др. К этому времени лозунг «Главное не победа, а участие» берет на вооружение все больше и больше команд, участники которых выбирают ФБ не ради вожделенных лидирующих позиций. Мотивация может быть разной, и этот вопрос мы еще затронем.
В этом году Фандомная Битва собрала свыше 200 самых разнообразных команд. Интерес к ФБ, несмотря на достаточно изнуряющий и продолжительный марафон и противоречивость (и даже скандальность) мероприятия, не падает. Собственно, главный камень преткновения – это так называемый «высокий рейтинг». Следует отметить, что для маркировки степени «жесткости» контента авторы и читатели фанфиков во всем мире используют рейтинговую систему, принятую в кинопрокате, когда фильмам присваиваются прокатные удостоверения в зависимости от допустимости демонстрации фильма определенной возрастной аудитории. Грубо говоря, тематика работ ФБ – как и практически любого фандома – охватывает диапазон «От 16 и старше». Что создает прецеденты, причем не только в свете последних изменений в законодательстве Российской Федерации. Все-таки представления о допустимости вмешательства фанатской фантазии в авторскую вселенную (или биографию конкретной личности) у всех разные.
«Fandoms vs. Fandoms!»
Итак, клич «Все на ФБ!» прогремел. Однако Битве, как и всякому соревнованию, предшествуют подготовительные работы: выбирается, расчищается, расчерчивается поле, устанавливаются трибуны для зрителей и прессы, определяется место полевой кухни и т.п. В случае Фандомной Битвы поле – это сообщества на @дневниках: Фандомная Битва - для оргмоментов, вопросов и пр., сообщество для выкладки работ текущей битвы, сообщество для голосования за текущую битву. Роль полевой кухни пополам с оживленным кабаком играет так называемый «Инсайд» (сообщество «ФБ: Взгляд изнутри»), где анонимно (и предсказуемо эмоционально) говорят обо всем, что касается и конкретных команд, и хода ФБ, и ажиотажа вокруг нее.
В процессе набора команды создают свои сообщества и командный логин (аккаунт), от имени которого впоследствии проводится и набор в команду, и выкладка работ. Для обмена отзывами (это называется бартером) и ответов на комментарии зрителей заводится еще один логин, эдакий коллективный аноним, представляющий всю команду, которым пользуются все члены команды по мере надобности. Иногда анонимов от команд бывает несколько. У подавляющего большинства команд есть капитан и его заместитель. Как правило, это либо те, кому больше всех надо, либо кто подбил всех на это приключение, либо кого уболтали сокомандники-авантюристы (ибо ФБ ещё та авантюра). Капитан (кэп) и замкэп не только организуют собственно процесс командной работы, но и общаются с организаторами ФБ, а также участвуют в доработке правил и обсуждении спорных моментов в рамках закрытого капитанского сообщества. Капитаны предоставляют организаторам списки участников команды, списки работ каждого уровня, а в конце ФБ отвечают и за оглашение означенных командных списков: кто что делал.
Следующий этап – обустройство военкомата: в сообществе «!!ФАНДОМНАЯ БИТВА!!» создается пост с командным баннером, пламенной речью и завлекающими лозунгами. В комментариях к этому посту отмечаются добровольцы. Команда во главе с капитаном имеет право не понравившихся им добровольцев отправить домой заниматься огородами и прочими полезными делами. Обычно это сопровождается скандалами в благородных семействах на радость анонимным посетителям кабака «Инсайд».
Итак, команды набраны, должности поделены, списки вывешены, френд-ленты пестрят красочными баннерами, в командных сообществах уже кипит работа… И вот организаторы (они же орги) вывешивают график. Жизни многих @дневники-юзеров теперь отчасти буду подчинены этой большой таблице с датами.
Как уже было сказано, характерная особенность ФБ – это анонимность. Все работы выкладываются только под командным логином. Личности авторов раскрываются уже после завершения ФБ. До этого момента деанон (подтверждение своего авторства самим автором работы) означает снятие работы с конкурса и потерю собранных ею очков. В тоже время, «чужие (анонимные или неанонимные) предположения и утверждения об авторстве работ деанонимизацией не считаются» (из правил Фандомной Битвы – 2013).
Другая особенность, которую мы уже упомянули в самом начале, описывая состав команды – это активное использование слэнга, зачастую не очень понятного людям, далеким от «этих ваших интернетов». По большей части это вариации на тему англоязычных заимствований. Так, рисующие называются артерами (к этой же группе относятся все, владеющие разными данами Photoshop), рисунки соответственно – артами. Авторы текстов (фанфиков) – это райтеры. Есть еще виддеры – адепты тайного искусства создания видеоклипов, альфы, беты, гаммы (помесь корректора с критиком) – гроза всех райтеров и последний редактор текстов перед их выкладкой в сообществе Битвы. Собирают подготовленный командами материал для выкладки в главном сообществе Битвы кодеры или верстальщики. Кроме того, нельзя не сказать о «рыбах-дебилах», то есть участниках команды, которые записались в нее, но ничего на благо ее не делают. Вроде вреда от них нет, однако и толку никакого.
«Рейтинги бывают разные…»
Первый, очень важный этап (уровень) – фандомная визитка. Важный, потому что встречают-то по одежке. И первое впечатление о команде создается именно на основе ее визитки. Тексты небольшого объема, картинки, клипы, флэш-анимация, даже целые сайты – все, что позволяет наиболее полно представить предмет фанатской любви и при этом не усыпить читателей.
Второй этап ФБ посвящен «джену и низкому рейтингу в фандоме и поделен на квесты» (из правил Фандомной Битвы – 2013).
Мы уже упомянули, откуда взялась система рейтингов. За годы существования фандомов она обросла своей спецификой и, разумеется, терминологией. Собственно, «джен» – от General – не фиксирующееся на романтических отношениях. «Низкий рейтинг» – он же «детский». Это то, что можно показать маме, не рискуя ее шокировать (даже если вам уже за 30).
Каждый уровень включает в себя систему квестов – заданий. Первый из них – драббл, оригинальный или переводной текст до 1000 слов. Затем идет квест «Арт/клип/коллаж – (включая оригинальные большие и маленькие комиксы, созданные командой, а также обои для рабочего стола и календари)».
Кроме того, каждый уровень включает в себя такие квесты как:
– мини – оригинальный или переводной текст от 1001 до 4000 слов;
– челлендж – квест, предлагающий участникам использовать свою фантазию по максимуму (от вышивки крестиком и частушек до тортиков и костюмированных фотосессий - косплея) на благо любимого фандома и его популяризации;
– миди – оригинальный или переводной текст от 4001 до 15000 слов;
– бонус (не обязателен, но желателен) – агитационные материалы: баннеры, демотиваторы, gif-анимация, мемы и др.
Третий уровень отдан высокому рейтингу: секс (в том числе, и однополый), насилие и другие «недетские» моменты в описаниях и изображениях – и поделен на такие же квесты, как и предыдущий этап. Несмотря на разнообразную тематику работ ФБ и наличие высокорейтингового контента, существуют определенные ограничения: работы не должны нарушать правила @дневников, а также законов РФ.
Нововведение в ФБ-2013 – так называемый ББ-квест (Биг Бэнг-квест), представляющий собой макси (оригинальный или переводной текст от 15001 слова) и иллюстрации к нему.
Завершает ФБ спецквест. Каждая команда получает отдельную тему, которую раскрывает, используя все, что только возможно: от текстов до клипов и рисунков.
За выполнение каждого квеста команде начисляются баллы – в зависимости от количества исполнений и их типа. Например, 1 драббл принесет своей команде 5 баллов, арт – 15, миди – 25 баллов. Свои правила существуют и для голосования, которое проводится по каждому из квестов. Голосовать могут пользователи @дневников, логины которых были зарегистрированы до установленной оргами датами (в нынешнем году – до 06.04.2013). Голос можно отдать как за чужие работы, так и за работы своей команды и даже за свою собственную работу (последнее, впрочем, другие пользователи могут счесть неэтичным).
«Алло, мы ищем таланты!»
Личинка среднестатистической команды на ФБ – это какая-то группа чаще всего знакомых друг с другом пользователей @дневников, к которой позже примыкают все желающие. Еще кого-то команда сама зазывает к себе, обещая любовь, ласку, печеньки, чай-кофе, вкусняшки, пляски, незабываемые посиделки в командном чате и т.д. Правила не запрещают привлекать в команду и тех, кто отродясь не бывал на @дневниках, для этого в команде есть должность «анонимного доброжелателя» (обычно в качестве их фигурируют верстальщики и фотографы). В любом случае, работа найдется для всех. Даже для тех, кто печалится, что ничего не умеет. Последние могут обмениваться отзывами (бартером) с другими командами. Руководят всем, конечно же, капитан и его зам, от которых требуются не только дар организации и способности к менеджменту, но и умение не спать несколько ночей и при этом сохранять ясный разум и хладнокровие. А также стойкость и дипломатичность – ибо творческие люди, составляющие подавляющее большинство команды, иногда представляют собой не то пороховой склад, не то вулкан Эйяфьядлайёкюдль. То есть хорошие капитаны и замкэпы – это те, из которых можно делать гвозди.
Для общения, координации работ, сбора материала для выкладок, обсуждений используются командные сообщества. Также в распоряжении команд находятся всевозможные чаты, квип, скайп, позволяющий проводить целые конференции, а в случае пребывания большинства членов команды в одном городе – кафе, рабочие курилки и домашние кухни. Обсуждения, мозговые штурмы, споры, порой перерастающие в ожесточенные перепалки – в интернете мечутся мегабайты текстовой, визуальной и аудио-информации.
После того, как орги подводят итоги Битвы, по результатам которой формируется таблица и, разумеется, определяются победители, случается деанон – собственно, оглашение авторства работ и шумное командное братание (или же наоборот – война священная, сиречь холивар). Кто-то приобретает друзей, кто-то разочаровывается в них же, кто-то обзаводится лютыми врагами, а кто-то – новыми единомышленниками и даже поклонниками творчества. Все-таки ФБ – то еще испытание чувств и отношений.
«Так какой же с этого профит?!» – спросит читатель. Казалось бы – трата времени и нервов (особо чувствительным натурам порой лучше не читать комментарии к своим работам и, тем более, не соваться на Инсайд), а то и денег (если речь идет о «ручном труде» от кукол до косплея). Однако же есть люди, которые, еще не успев отстоять свою вахту на Летней ФБ, уже записываются в «зимние» команды. Кто-то ищет вдохновения в режиме дедлайна, кто-то учится тайм-менеджменту, выстраивая четкий график работы и следуя ему, кого-то привлекает роль командного «бредогенератора» – можно фонтанировать идеями в расчете на то, что хоть кто-то их да реализует. Кто-то идет за компанию с друзьями потому, что ему просто нравится общаться с ними, особенно в столь экстремальном режиме. Кто-то стремится показать и доказать, что его видение канона – самое верное… Поводов может быть много. Наверно, ФБ может представлять немалый интерес для социологов и психологов. В чем секрет ее популярности? В интуитивно понятных и простых правилах, извечном духе соревнования, в желании заявить о себе любимом или же в желании ощутить командную поддержку? Ответ каждый находит для себя, в первый – или уже очередной раз – записываясь в команду, новую или старую.
Авторы: Аликс Альберти, ahotora, Sforza Changryeon
Вычитывали: КДД, Кенга Милн, Тарантул
Иллюстрации к статье, которые авторы любезно разрешили использовать:

работа «Steam Powered Robots», автор - Rammi-san, команда «Steam Powered Giraffe», Зимняя Фандомная Битва
Галерея автора: www.rammi-san.deviantart.com/

Работа «Мемуары Муми-папы», автор - John Sh. Pumpkin, команда «Moomins», Зимняя Фандомная Битва
Галерея автора: yaneyane.tumblr.com/
Сразу хочу сказать: там нет ни радужной похвальбы, ни разоблачений, ни чего-то другого злободневного. Мы старались сохранить нейтральный, так сказать, тон и сосредоточились на написании максимально понятного для совершенно далёких от фандомов людей рассказа о ФБ. Под катом очень много буковок.
читать дальшеПотратить несколько месяцев ради некоммерческого командного конкурса? Выкраивать драгоценные часы из рабочего и учебного времени, не спать ночами ради командных заседаний в чатах и конференциях? Шутить в духе «у меня забрали паспорт и заставили вкалывать по ночам»? Однако именно этим с 2011 года и занимаются пользователи популярного блог-хостинга diary.ru (@дневники), от начинающих авторов-любителей до матерых профессионалов.
Это – Фандомная Битва, командное мероприятие, которое с каждым годом привлекает все больше и больше участников, читателей-зрителей, критиков и просто любопытствующих, причем уже и с других ресурсов. О пользе и вреде ФБ (Фандомной битвы, а не Фэйсбука) ломают копья в Живом Журнале, а кипящие на самих @дневниках страсти вполне заслуживают отдельного рассказа.
«Идём на ФБ!»
«Больше никогда в жизни!» – пишет одна знакомая в блоге на @дневники. «Да вы достали уже со своей ФБ!!! Всю френд-ленту засорили!» – возмущается другой. «Ура, ФБ закончилась! Гуляем!» – радуется третий. «И куда подевалось мое лето и часть осени…» – горестно вздыхает четвертая. «А мы маньяки, и мы идем на зимнюю Битву!» – сообщают пятые, рассыпая крейзи-смайлики.
Загадочная аббревиатура «ФБ», мелькающая во многих дневниках с мая и вызывающая восторги и ненависть, – это Фандомная Битва. Эпичное противостояние представителей команд различных фандомов, которое будоражит @дневники уже третий год. Соревнования, совмещенные с настоящим виртуальным фестивалем творчества, притягивают не только участников (Кто ж откажется от возможности сделать рекламу любимому анимэ, фильмам, книгам или играм на весь ресурс и даже за его пределами?), но и множество зрителей (читателей, наблюдателей – нужное вставить). ФБ состоит из определенных этапов, и все моменты (от объема знаков в тексте до соответствия содержания условиям каждого этапа) регламентируются правилами. По итогам каждого этапа команде начисляются баллы – как от организаторов, так и зрительские голоса. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
В состав команды фандома входят авторы фанфиков (они же райтеры, они же фанфикеры), художники (они же артеры), авторы любительских видеоклипов (виддеры), а также все те, кого объект фанатской любви вдохновляет на подвиги: от написания аналитических статей и переводов на родной язык как оригинальных материалов, так и фанатских произведений до изготовления костюмов полюбившихся персонажей. На время ФБ каждый из членов команды расстается со своей выдающейся (или не очень, тут уж как кому повезет) индивидуальностью: до конца Битвы авторство всех без исключения работ не раскрывается, ведь ФБ происходит на условиях полной анонимности, а «срыв покровов» (он же деанон) карается организаторами. По всем суровым законам военного времени ФБ.
Кстати, правилами не возбраняется участие в нескольких командах.
«Да мой фандом дольше дохнет, чем твой – существует!»
О фан-творчестве в наше время не слышал только ленивый. Фанаты творят для таких же фанатов и ради собственного удовольствия. Они объединяются в творческие группы, целые сообщества, общаются, проводят мероприятия, посвященные любимым анимэ, играм, фильмам, книгам, комиксам, музыкальным группам и исполнителям, актерам, спортсменам... Благо, интернет предоставляет для всего этого практически все необходимое – от информационных ресурсов до площадок, где можно выкладывать свои творения, устраивать дискуссии и даже проводить онлайн-фестивали. Общность фанатов, объединенная информационно – это и есть фандом, и жизнь в нем где-то бурлит, а где-то наоборот, фанаты-ветераны сидят на виртуальных завалинках и вспоминают, что раньше и трава была зеленее, и небо голубее. Активность того или иного фандома зависит от множества факторов, в том числе, конечно, от активности создателей оригинала (или личностей, которые сами по себе являются «фандомообразующими» – как звезды кино или музыки). Хотя за годы ФБ в ее рамках возникли команды… фандома котиков (самых популярных живых существ в интернете), сладостей, «красивых мужиков» и так далее. Как говорится, главное – общность интересов, а остальное приложится.
«И целого лета мало…»
Изначально в 2011 году самая первая ФБ подразумевала соревнование «классических» фандомов – команд, участники которых объединялись вокруг конкретного фильма/книги/анимэ/игры и т.д. В ней приняло участие 36 команд, представлявших фандомы различных анимэ, фильмов и телесериалов, компьютерных игр. В 2012 году команд уже было 139. Среди них появились представители «книжных» фандомов, а также экзотические бойцы – фандомы Ивана Грозного, астрономии, соционики и др. Инициаторами ФБ выступили пользователи @дневников, изначально во главу угла был поставлен соревновательный момент: чей фандом круче и сплоченнее? за какую команду проголосует как можно больше народу? Разумеется, самый мощный «электорат» в данном случае – именно фандом, фанатская общность, так что от того, насколько удачно команда воплотит его чаяния, зависит исход голосования.
Однако в 2012 году одной ФБ показалось мало, и уже другим коллективом организаторов была устроена Winter Temporary Fandom Combat – Зимняя Фандомная Битва, в уменьшенном формате, с меньшим количеством заданий. Среди 130 команд были замечены адепты уж совсем необычных и стихийно образовавшихся фандомов: сладостей, еды, сортира (из песни слова не выкинешь), фигурного катания, IT, математики, города Киева и др. К этому времени лозунг «Главное не победа, а участие» берет на вооружение все больше и больше команд, участники которых выбирают ФБ не ради вожделенных лидирующих позиций. Мотивация может быть разной, и этот вопрос мы еще затронем.
В этом году Фандомная Битва собрала свыше 200 самых разнообразных команд. Интерес к ФБ, несмотря на достаточно изнуряющий и продолжительный марафон и противоречивость (и даже скандальность) мероприятия, не падает. Собственно, главный камень преткновения – это так называемый «высокий рейтинг». Следует отметить, что для маркировки степени «жесткости» контента авторы и читатели фанфиков во всем мире используют рейтинговую систему, принятую в кинопрокате, когда фильмам присваиваются прокатные удостоверения в зависимости от допустимости демонстрации фильма определенной возрастной аудитории. Грубо говоря, тематика работ ФБ – как и практически любого фандома – охватывает диапазон «От 16 и старше». Что создает прецеденты, причем не только в свете последних изменений в законодательстве Российской Федерации. Все-таки представления о допустимости вмешательства фанатской фантазии в авторскую вселенную (или биографию конкретной личности) у всех разные.
«Fandoms vs. Fandoms!»
Итак, клич «Все на ФБ!» прогремел. Однако Битве, как и всякому соревнованию, предшествуют подготовительные работы: выбирается, расчищается, расчерчивается поле, устанавливаются трибуны для зрителей и прессы, определяется место полевой кухни и т.п. В случае Фандомной Битвы поле – это сообщества на @дневниках: Фандомная Битва - для оргмоментов, вопросов и пр., сообщество для выкладки работ текущей битвы, сообщество для голосования за текущую битву. Роль полевой кухни пополам с оживленным кабаком играет так называемый «Инсайд» (сообщество «ФБ: Взгляд изнутри»), где анонимно (и предсказуемо эмоционально) говорят обо всем, что касается и конкретных команд, и хода ФБ, и ажиотажа вокруг нее.
В процессе набора команды создают свои сообщества и командный логин (аккаунт), от имени которого впоследствии проводится и набор в команду, и выкладка работ. Для обмена отзывами (это называется бартером) и ответов на комментарии зрителей заводится еще один логин, эдакий коллективный аноним, представляющий всю команду, которым пользуются все члены команды по мере надобности. Иногда анонимов от команд бывает несколько. У подавляющего большинства команд есть капитан и его заместитель. Как правило, это либо те, кому больше всех надо, либо кто подбил всех на это приключение, либо кого уболтали сокомандники-авантюристы (ибо ФБ ещё та авантюра). Капитан (кэп) и замкэп не только организуют собственно процесс командной работы, но и общаются с организаторами ФБ, а также участвуют в доработке правил и обсуждении спорных моментов в рамках закрытого капитанского сообщества. Капитаны предоставляют организаторам списки участников команды, списки работ каждого уровня, а в конце ФБ отвечают и за оглашение означенных командных списков: кто что делал.
Следующий этап – обустройство военкомата: в сообществе «!!ФАНДОМНАЯ БИТВА!!» создается пост с командным баннером, пламенной речью и завлекающими лозунгами. В комментариях к этому посту отмечаются добровольцы. Команда во главе с капитаном имеет право не понравившихся им добровольцев отправить домой заниматься огородами и прочими полезными делами. Обычно это сопровождается скандалами в благородных семействах на радость анонимным посетителям кабака «Инсайд».
Итак, команды набраны, должности поделены, списки вывешены, френд-ленты пестрят красочными баннерами, в командных сообществах уже кипит работа… И вот организаторы (они же орги) вывешивают график. Жизни многих @дневники-юзеров теперь отчасти буду подчинены этой большой таблице с датами.
Как уже было сказано, характерная особенность ФБ – это анонимность. Все работы выкладываются только под командным логином. Личности авторов раскрываются уже после завершения ФБ. До этого момента деанон (подтверждение своего авторства самим автором работы) означает снятие работы с конкурса и потерю собранных ею очков. В тоже время, «чужие (анонимные или неанонимные) предположения и утверждения об авторстве работ деанонимизацией не считаются» (из правил Фандомной Битвы – 2013).
Другая особенность, которую мы уже упомянули в самом начале, описывая состав команды – это активное использование слэнга, зачастую не очень понятного людям, далеким от «этих ваших интернетов». По большей части это вариации на тему англоязычных заимствований. Так, рисующие называются артерами (к этой же группе относятся все, владеющие разными данами Photoshop), рисунки соответственно – артами. Авторы текстов (фанфиков) – это райтеры. Есть еще виддеры – адепты тайного искусства создания видеоклипов, альфы, беты, гаммы (помесь корректора с критиком) – гроза всех райтеров и последний редактор текстов перед их выкладкой в сообществе Битвы. Собирают подготовленный командами материал для выкладки в главном сообществе Битвы кодеры или верстальщики. Кроме того, нельзя не сказать о «рыбах-дебилах», то есть участниках команды, которые записались в нее, но ничего на благо ее не делают. Вроде вреда от них нет, однако и толку никакого.
«Рейтинги бывают разные…»
Первый, очень важный этап (уровень) – фандомная визитка. Важный, потому что встречают-то по одежке. И первое впечатление о команде создается именно на основе ее визитки. Тексты небольшого объема, картинки, клипы, флэш-анимация, даже целые сайты – все, что позволяет наиболее полно представить предмет фанатской любви и при этом не усыпить читателей.
Второй этап ФБ посвящен «джену и низкому рейтингу в фандоме и поделен на квесты» (из правил Фандомной Битвы – 2013).
Мы уже упомянули, откуда взялась система рейтингов. За годы существования фандомов она обросла своей спецификой и, разумеется, терминологией. Собственно, «джен» – от General – не фиксирующееся на романтических отношениях. «Низкий рейтинг» – он же «детский». Это то, что можно показать маме, не рискуя ее шокировать (даже если вам уже за 30).
Каждый уровень включает в себя систему квестов – заданий. Первый из них – драббл, оригинальный или переводной текст до 1000 слов. Затем идет квест «Арт/клип/коллаж – (включая оригинальные большие и маленькие комиксы, созданные командой, а также обои для рабочего стола и календари)».
Кроме того, каждый уровень включает в себя такие квесты как:
– мини – оригинальный или переводной текст от 1001 до 4000 слов;
– челлендж – квест, предлагающий участникам использовать свою фантазию по максимуму (от вышивки крестиком и частушек до тортиков и костюмированных фотосессий - косплея) на благо любимого фандома и его популяризации;
– миди – оригинальный или переводной текст от 4001 до 15000 слов;
– бонус (не обязателен, но желателен) – агитационные материалы: баннеры, демотиваторы, gif-анимация, мемы и др.
Третий уровень отдан высокому рейтингу: секс (в том числе, и однополый), насилие и другие «недетские» моменты в описаниях и изображениях – и поделен на такие же квесты, как и предыдущий этап. Несмотря на разнообразную тематику работ ФБ и наличие высокорейтингового контента, существуют определенные ограничения: работы не должны нарушать правила @дневников, а также законов РФ.
Нововведение в ФБ-2013 – так называемый ББ-квест (Биг Бэнг-квест), представляющий собой макси (оригинальный или переводной текст от 15001 слова) и иллюстрации к нему.
Завершает ФБ спецквест. Каждая команда получает отдельную тему, которую раскрывает, используя все, что только возможно: от текстов до клипов и рисунков.
За выполнение каждого квеста команде начисляются баллы – в зависимости от количества исполнений и их типа. Например, 1 драббл принесет своей команде 5 баллов, арт – 15, миди – 25 баллов. Свои правила существуют и для голосования, которое проводится по каждому из квестов. Голосовать могут пользователи @дневников, логины которых были зарегистрированы до установленной оргами датами (в нынешнем году – до 06.04.2013). Голос можно отдать как за чужие работы, так и за работы своей команды и даже за свою собственную работу (последнее, впрочем, другие пользователи могут счесть неэтичным).
«Алло, мы ищем таланты!»
Личинка среднестатистической команды на ФБ – это какая-то группа чаще всего знакомых друг с другом пользователей @дневников, к которой позже примыкают все желающие. Еще кого-то команда сама зазывает к себе, обещая любовь, ласку, печеньки, чай-кофе, вкусняшки, пляски, незабываемые посиделки в командном чате и т.д. Правила не запрещают привлекать в команду и тех, кто отродясь не бывал на @дневниках, для этого в команде есть должность «анонимного доброжелателя» (обычно в качестве их фигурируют верстальщики и фотографы). В любом случае, работа найдется для всех. Даже для тех, кто печалится, что ничего не умеет. Последние могут обмениваться отзывами (бартером) с другими командами. Руководят всем, конечно же, капитан и его зам, от которых требуются не только дар организации и способности к менеджменту, но и умение не спать несколько ночей и при этом сохранять ясный разум и хладнокровие. А также стойкость и дипломатичность – ибо творческие люди, составляющие подавляющее большинство команды, иногда представляют собой не то пороховой склад, не то вулкан Эйяфьядлайёкюдль. То есть хорошие капитаны и замкэпы – это те, из которых можно делать гвозди.
Для общения, координации работ, сбора материала для выкладок, обсуждений используются командные сообщества. Также в распоряжении команд находятся всевозможные чаты, квип, скайп, позволяющий проводить целые конференции, а в случае пребывания большинства членов команды в одном городе – кафе, рабочие курилки и домашние кухни. Обсуждения, мозговые штурмы, споры, порой перерастающие в ожесточенные перепалки – в интернете мечутся мегабайты текстовой, визуальной и аудио-информации.
После того, как орги подводят итоги Битвы, по результатам которой формируется таблица и, разумеется, определяются победители, случается деанон – собственно, оглашение авторства работ и шумное командное братание (или же наоборот – война священная, сиречь холивар). Кто-то приобретает друзей, кто-то разочаровывается в них же, кто-то обзаводится лютыми врагами, а кто-то – новыми единомышленниками и даже поклонниками творчества. Все-таки ФБ – то еще испытание чувств и отношений.
«Так какой же с этого профит?!» – спросит читатель. Казалось бы – трата времени и нервов (особо чувствительным натурам порой лучше не читать комментарии к своим работам и, тем более, не соваться на Инсайд), а то и денег (если речь идет о «ручном труде» от кукол до косплея). Однако же есть люди, которые, еще не успев отстоять свою вахту на Летней ФБ, уже записываются в «зимние» команды. Кто-то ищет вдохновения в режиме дедлайна, кто-то учится тайм-менеджменту, выстраивая четкий график работы и следуя ему, кого-то привлекает роль командного «бредогенератора» – можно фонтанировать идеями в расчете на то, что хоть кто-то их да реализует. Кто-то идет за компанию с друзьями потому, что ему просто нравится общаться с ними, особенно в столь экстремальном режиме. Кто-то стремится показать и доказать, что его видение канона – самое верное… Поводов может быть много. Наверно, ФБ может представлять немалый интерес для социологов и психологов. В чем секрет ее популярности? В интуитивно понятных и простых правилах, извечном духе соревнования, в желании заявить о себе любимом или же в желании ощутить командную поддержку? Ответ каждый находит для себя, в первый – или уже очередной раз – записываясь в команду, новую или старую.
Авторы: Аликс Альберти, ahotora, Sforza Changryeon
Вычитывали: КДД, Кенга Милн, Тарантул
Иллюстрации к статье, которые авторы любезно разрешили использовать:

работа «Steam Powered Robots», автор - Rammi-san, команда «Steam Powered Giraffe», Зимняя Фандомная Битва
Галерея автора: www.rammi-san.deviantart.com/

Работа «Мемуары Муми-папы», автор - John Sh. Pumpkin, команда «Moomins», Зимняя Фандомная Битва
Галерея автора: yaneyane.tumblr.com/
@темы: Фандомная Битва однако
Бва, там 50 процентов текста Аликса, так что всё по-честному. )) Что я буду первой точно делать, так это ловить помидоры, если таковые полетят.
Отличный обзор, позволяет быстро понять, что к чему тем, кто не в курсе всех перипетий ФБ *вспомнила себя и свой "Что? Где? Куда???" той осенью, мне бы тогда такую статью)*. И язык лёгкий, познавшему ФБ тоже читать интересно))
Особенно понравилась формулировка:
«Низкий рейтинг» – он же «детский». Это то, что можно показать маме, не рискуя ее шокировать (даже если вам уже за 30).
жЫзненно
очепятка
Спасибо! И за очепятку тоже. )))
Мы старались, чтобы было понятно в первую очередь тем, кто даже не знает, что такое дайри. Но кто мог слышать из других источников, что это фуфуфу.
ahotora,
Вот потому и буду лезть вперёд, если что. ))
Аликс Альберти,
17 августа, если быть совсем точной. Да, я тоже сперва задумалась, когда це было.
ErlanGrey, Тарантул,
Мурррси. ))