Стараниями Яны рождественский вечер провели в кругу ее съехавшегося в Киев семейства. До этого на работе за обедом вкуснейшей кутёй кормил коллега-геймдиз.

Было необычно. Первое православное Рождество, отмеченное в таком формате. Было стойкое ощущение: "чудеса продолжаются". Слушала, как дитенок вместе с папой и дедом старательно поет гимн Украины, то и дело проговаривая слова на своем детском наречии. Мать девчушки усмехается: "Пусть учит, пора уже". Смотрела на папу и деда и думала, что вот - красивые, спокойные, интеллигентные мужики, как с тематической украинской картинки с бандеровцами. Приглядывалась и разговаривала со старшими женщинами семейства - и тихо удивлялась ощущению комфорта и тепла. Взгляд, добрая улыбка, приняты в круг, разговор течет непринужденно, весело. Мы тут свои.
Старательно считают блюда - чтобы было ровно 12. Салфетки, аккуратно сложенные в виде елочек, - жалко разрушать это украинское оригами. Старый "бандеровец" на украинском, в котором мне мерещатся шум елей и свист ветра в горах, напоминает, что кутю надо три раза положить в рот, загадать желание и только потом жевать. Он же говорит молитву - канонический текст плавно замещается собственными словами старика. "Сбережи, Господи, тех, кто собрался за этим столом, тех, кто сейчас в полях и окопах; сбережи Украину и ее людей".
Неспешные разговоры, улыбки, которые изредка притухают, когда вспоминают о войне. Тревожность и уверенность одновременно. Деловитость даже в движениях. Чинное праздничное спокойствие.

Еще один подарок от мироздания.

С Рождеством тех, кто отмечает!